Преподобный Сергий Радонежский и Святая Троица

Первый на Руси храм во славу Святой Троицы был выстроен в Пскове при святой Равноапостольной Ольге († 969). Она же первой ввела почитание Оной на Русской земле православной. Позднее подобные храмы отстраивались как в Великом Новгороде, так и в прочих городах Руси.

Как говорил святой Григорий Богослов: "Наследниками совершенного Божественного света и созерцания воочию Пресвятой Владычной Троицы станут те из людей, кто сможет соединятся совершенно со совершенным Духом". Сергий Радонежский опытно прикоснулся к тайне Троицы Живоначальной, потому как свою жизнью посвятил с Богом единению, единый целом стал с сущностью Божественной Троицы. Преподобный достиг высшей доступной при земной жизни меры обожения, воплотив в себе "причастника Божеского естества". Господь сказал: "Кто любит Меня - тот слово Мое соблюдает; возлюбит его и Отец Мой, и придем Мы к нему и сотворим у него обитель". Авва Сергий, соблюдший Христовы заповеди во всем, святой угодник, душа которого и стала обителью сотворенной Святой Троицей. Сам он стал оплотом и "обителью Святой Троицы", и каждого с кем соприкасался по жизни, возводил он и приобщал к Оной.

Сергий Радонежский и его ученики и последователи, украсили Церковь свежим богословским, литургическим ведением и иным видением Троицы Живоначальной, как Начала и Источника самой жизни, показывающей Себя как миру, так и мирянину в соборности Церкви, единении братском и самоотверженной искупительной любви как пастырей так и чад.

Символом духовности собирания Руси в любви и единстве, свидетельством исторического подвига русского народа явился храм Живоначальной Троицы, Преподобным Сергием сотворенный, "чтобы постоянным взиранием на Нее побеждался страх ненавистной розни мира сего".

Поклонение Святой Троицы по принципам основанным и переданным нам Сергием Радонежским, явилось наиболее самобытной и яркой особенностью церковности на Руси. В Самой Троице Живоначальной игуменом земли Русской было выделено не только святое совершенство бесконечной жизни, но и пример для жизни земной. Людям явился духовный идеал, стремиться к которому надлежит всемучеловечеству, потому как в Троице, как Одном Целом и Нераздельном, осуждаются межусобицы и благословляется соборность. В Троице, вместе с тем, как Неслиянной, благословляется свобода и осуждается иго. В писаниях Преподобного Сергия касательно Пресвятой Троицы народ русский чувствовал и понимал свое общевселенское призвание. Постигнув же всемирное значение праздника сего, народ незамедлительно украсил его всеми богатствоми древнего многообразного национального обычая и поэзии народа. Абсолютно весь духовный опыт, а так же все духовное стремление Русской Церкви проявилось в литургическом писании праздника Святой Троицы, его церковных обрядов, храмов и монастырей Ее имени, икон Святой Троицы.

Воплощением богословского ведения Сергия Радонежского стала истинно чудотворная икона Живоначальной Троицы созданная преподобным Андреем Радонежским, более известного нам как Рублев († 1430). Андрей Рублев будучи обитателем Троицкой Сергиевой лавры, написал сию икону во хвалу святому авве Сергию и по благословению преподобного Никона Радонежского. Известным фактом является то, что в 1551 году на Стоглавом соборе икона Рублева утверждена была как эталон для всей дальнейшей церковной иконографии во имя Пресвятой Троицы.

Сергий Радонежский и Святая Троица иконаАндрей Рублев и икона Святой ТроицыСвятая Троица икона Андрея Рублева

Рекомендуем посмотреть:

Житие Явление Богородицы Обретение мощей Акафист  Тропарь  Святая Троица  Ученики и последователи  Святая обитель