Преподобный Сергий Радонежский и его ученики

Преодолеть раздоры, смятения жизни мирской, устранить междоусобные споры помогало иноческое общежитие, образованное Сергием Радонежским по всей необъятной Руси. Люди бы не испытывали бы такого негатива, если бы их сущность, созданная Господом по образу и подобию Божественного Триединства, не подвергалась бы искажению и раздробленности грехом первородным. Иноки живущие совместно, согласно учению святого Василия Великого, таким бытием восстанавливают Первозданное единство человеческой природы и ее святость. Созданная преподобным обитель для Русской Церкви явилась ярким примером подобного возрождения и очищения. Именно там святые иноки воспитывались таким образом, что двигаясь по жизненному пути доставляли истинное начертание пути Христова в самые отдаленные пределы земли Русской. Всеми своими деяниями игумен земли Русской и ученики его не отвергая земного бытия, но преображая его, звали всех восходить к Небесному и сами восходили туда же.

Обители, созданные Сергием, учениками его, учениками его учеников покрывают все уголки земли Русской и проходят сквозь всю последующую историю Русской Церкви. Только задумайтесь, 25 процентов всех православных монастырей нашей Родины, ставших оплотом просвещения, веры и благочестия основаны Сергием Радонежским или учениками его. Ведь не даром прозвали его в народе "Игумен земли Русской". Преподобные отцы Михей и Никон Радонежские, Стефан Махрищский, Сильвестр Обнорский, Авраамий Чухломский, Никита Боровский и Афанасий Серпуховской, Ферапонт Можайский и Феодор Симоновский, Савва Сторожевский и Андроник Московский, Кирилл Белозерский и Димитрий Прилуцкий абсолютно все они являлись учениками или собеседниками "чудотворного старца" Сергия. Московские митрополиты, Киприан, епископ Пермский Стефан, святитель Алексий, архиепископ Суздальский Дионисий, находились в духовном общении со святым. Константинопольские Патриархи Филофей и Каллист отправляли послания ему вместе с благословением. Духовная преемственность к Иосифу Волоцкому и ученикам его проходит через преподобных Пафнутия и Никиту Боровских, через Кирилла Белозерского идет связь с Нилом Сорским, Савватию, Герману и Зосиме Соловецким.

Православная Церковь помнит и чтит и тех учеников и соратников Преподобного отца нашего Сергия, память о которых не была обозначено в месяцеслове персонально. Мы все помним о том, что самым первым к Сергию на Маковец прищел старец Василий Сухой, прозванный так за свое постоянное пощение. Затем появился инок Якута (Иаков) - родом из крестьян. Долгие годы беспрекословно нес он хлопотное и тяжелое послушание рассыльного в обители. Были среди последователей и земляки Сергия из Радонежа - диакон Онисим и сын его Елисей. К моменту, когда насчитывалось уже 12 иноков и келлии обнесли забором, Онисим был выбран привратником, так как его келлия была ближе других к входу. Свои последние дни провел в Троицкой обители и игумен Митрофан, который когда-то постриг Сергия в монахи и наставил на путь подвигов ионических. Именно его могила на монастырском кладбище стала первой. Известен даже случай, когда бросив почетную должность игумена в одном из монастырей Смоленска ради того, чтобы лишь стать обычным послушником у Богоносного Чудотворца Радонежского пришел в обитель архимандрит Симон. В качестве поощрения за смирение великое Господь сподобил Симона стать участником дивного видения Сергия о будущем приумножении его пасивы иноческой.

По благословению святого отца нашего взял на себя подвиг безмолвия молитвенного блаженный старче Исаакий Молчальник, молчание которого для иноков и пришедших со стороны стало лучшим примером Боголюбия и смирения. Один только раз за все годы молчания нарушил обет Исаакий. Но то был чудесный случай, когда стал он свидетелем того, как наяву Ангел Божий в алтаре послужил Преподобному Сергию, совершавшему Божественную литургию. Свидетелем благодати Святого Духа, помогавшего Преподобному, стал еще и екклисиарх Симон, видевший однажды, как огонь Небесный снизошел на Святые Тайны и Божий угодник "причастился огня неопально".

При игумене Никоне, старец Епифаний (†1420) был духовником Сергиевой паствы. Церковь зовет его Премудрым за великие духовные дарования и ученость высокую. Известен он как автор жития Сергия Радонежского и собеседника его Святителя Стефана Пермского. Так же Епифанием составлены похвальные слова Им и "Слова о жизни и преставлении Димитрия Донского, великого князя". Житие игумена земли Русской, написанное Епифанием после кончины преподобного в 1418 году, в дальнейшем подверглось редакции иноком из Афона, агиографом Пахомием Сербом, по прозвищу Логофет.

Сергий Радонежский чудо с ангелом и священным огнемСергий Радонежский чудо со священным огнемСергий Радонежский чудо со священным огнемСергий Радонежский - игумен земли Русской

Рекомендуем посмотреть:

Житие Явление Богородицы Обретение мощей Акафист Тропарь Святая Троица Ученики и последователи Святая обитель