Радонежские святые

По высочайшему благословению Пимена - Патриарха Святейшего Московского и всея России 10.06.1981 назначено было празднование на другой день после праздника во славу обретения мощей праведного святителя и заступника Русской земли преподобного Сергия Радонежского( 06.07/19.07) - Собора Радонежских святых.

Сама же история установления празднования корнями уходит в середину XVII столетия. Именно в это время значение преподобного Сергия, как защитника отечества и взбранного воеводы было осознанно людьми. С тех самых пор началось восстановление списков учеников преподобного Сергия. Тогда же был издан "Канон молебен святым преподобным и богоносным старцам игумену Сергию и его ученику Никону, чудо­твор­цам". Ориентировочно в этот же период времени была написана икона посвященная Собору Радонежских святых, размещенная на западной стороне Троицкого собора. Позднее в 1671 году написана местная икона преподобных отцов Сергия и Никона, водруженная у северных врат иконостаса Троицкого собора.

Важную роль в становлении Собора Радонежских святых сыграл Филарет - митрополит Московский (Дроздов; +1867). Считается, что в 1843 году архимандрит Антоний (в миру Медведев; +1877), будучи наместником Троице-Сергиевой лавры под покровительством и с благословения и Филарета организовал Гефсиманский скит, ставший общежи­тельной частью лавры. Трапезная церковь в скиту была освещена в честь преподобных Никона и Сергия Радонежских 27.09.1853. Дополнительно к летнему празднованию обретения мощей Сергия Радонежского (5.07/18.07) написана "Служба святым отцам нашим Никону и Сергию, чудотворцам Радонежским. В их храме, в ските Гефсимании".
Дарственная надпись (сохранилась лишь в копии) гласит: "Жертвую для храма преподобных Никона и Сергия, что устроен в ските Гефсиманском. И подпись: 03.07.1853 Архимандрит Антоний". Рукопись этой службы очень долго хранилась у известного звонаря лавры - «слепого Сережи» (+1942). После его кончины перешла к ученику его Константину (+1981).

Собор Радонежских Святых

Собор Радонежских Святых

Служба состоит из объединения текстов служб преподобному Сергию (на 25.09) и преподобному Никону (на 17.11). Важность рукописи скита Гефсиманского заключается в том, что сей документ является свидетельством богослужебной практики середины XIX века в Троице-Сергиевой обители.

Архимандрит Иероним (+1982) - наместник в Троице-Сергиевом монастыре 11.06.1981 освятил новосозданный придел во имя Собора Радонежских святых. Придел был организован в северной половине храма Всех святых просиявших на земле Российской. А сам храм располагался под Успенским собором лавры. Следующим за празднованием обретения мощей преподобного святителя Сергия днем (6.07/19.07) 1981 года, в первый раз совершено было торжественное празднование в память Собора Радонежских святых. Тем же годом считается и составление Радонежским святым тропаря, молитвы и кондака.
Вместе со службой преподобному Сергию, как основной, появилась практика проводить службы преподобному Михею Радонежскому (от 1913 года), при которой поминаются и другие последователи аввы Сергия. Еще позднее состоялось составление специальной службы посвященной всем Радонежским святым.

Рекомендуем посмотреть:

Богородица Гурий Казанский Савва Сторожевский Радонежские  Петр Московский