Готика

Значение термина готика происходит от итальянского «маниера готика» и расшифровывается как «готская манера». Именно в Италии, в период эпохи Возрождения, таким термином называли искусство, распространенное на северной части средневековой Европы. Слово готика определяет некий художественный стиль, широко распространенный с XII по XVI века в Европейских странах.
Для готики, как архитектурного стиля, основным типом здания стал собор. Как правило, это было весьма величественное строение, заметно выделяющееся на фоне городской застройки. Внутреннее пространство такого здания могло запросто вместить всех горожан. Сам собор становился для жителей города центром общественной жизни, кипящей как в его стенах, так и вокруг него. Каркасная система, используемая в готической архитектуре, давала возможность создавать исполинские по высоте и охвату площади строения. Отличительной особенностью соборов в стиле готика стали чрезвычайно большие, растянутые по вертикали, стремящие ввысь окна, вместо стекол украшенные разноцветными витражами. Радужный свет, создаваемый витражами, усиливал иллюзию необъятности и бесконечности внутреннего пространства здания. Дополнительно, эффект устремления всего здания к небу достигался за счет ажурных башен, высота которых достигала 160 метров и более. В целом богато украшенную готическую архитектуру объединял и еще ряд закономерностей, таких как высокие стрельчатые арки, порталы, бесчисленные элементы декора, ажурные фронтоны, башенки, завитушки, круглые окна со сложным сплетением узоров.
Скульптурные группы и отдельные статуи, расположенные на порталах и алтарных перегородках имели глубокий духовный подтекст. Они должны напоминать о сложности и драматизме жизни, бешено устремленной и одновременно неподвижной. На фасадах готических соборов устанавливались изваяния святых или мистические фигуры, наделенные красотой, невозмутимым спокойствием своих поз и жестов. В прочих местах здания можно обнаружить изображения житейских сцен, фантастических зверей или химер.
Конструктивно крестовый свод в готике выкладывается на нервюрах, его боковой распор передается аркбутанами на контрфорсы. Сама стена здания уже не играет роль несущего элемента, утратив основное значение в общей архитектуре собора. В готике возведение здания свелось к строительству остова, роль которого выполнял каркас, ставший скелетом всей готической архитектуры. Вынесение наружу конструктивных элементов здания дало возможность добиться визуальной невесомости и пространственной безграничности готических соборов.

Gotika v arhitekture